В любом обществе, которое переходит к капитализму слежки, происходит разделение на тех, кто наблюдает, и тех, за кем наблюдают. Последними оказываются практически все пользователи, граждане, чьи данные беспрепятственно собирают дата-корпорации (см.
раздел 2.2.1). По словам Ш. Зубофф,
модель нового капитализма выглядит так: «Капитализм слежки в одностороннем порядке провозглашает человеческий опыт как бесплатное сырье для последующей переработки в поведенческие данные. Несмотря на то что часть этих данных используется для улучшения сервисов, остальные объявляются поведенческим профицитом данных (излишками данных), который принадлежит компаниям. Эти излишки скармливают передовым производственным процессам, известным как машинный интеллект, чтобы произвести продукты, способные предугадывать, что вы сделаете сейчас, вскоре и позднее. В итоге эти предиктивные продукты продаются на рынке нового типа, который я называю „рынок поведенческих фьючерсов“. Торговля на этом рынке принесла капиталистам слежки невероятное богатство, поскольку многие компании желают заплатить за ставку на наше поведение в будущем».