9 Заключение
Бессмыслица — искать решение, если оно и так есть. Речь идет о том, как поступать с задачей, которая решения не имеет.

— А. и Б. Стругацкие. Понедельник начинается в субботу
Во всякий исторический период существовали технологии прорыва, которыми владели не все государства. Когда-то к таким технологиям относились деревянные корабли и морская навигация, потом их сменили паровые машины и станки для точной обработки металла, им на смену пришли микропроцессоры и операционные системы. В наши дни к факторам конкурентоспособности стран и межгосударственных объединений относятся инструменты цифровой экономики. Их выстраивают, балансируя на грани скорости и сложности. Страны-лидеры получают возможности ускоренного роста экономик и благосостояния граждан.
Однако риски и уязвимости, которые открываются при переходе экономики и государственного управления в «цифру», вполне сопоставимы с открывающимися возможностями. Цифровая экономика может способствовать выравниванию экономического развития мегаполисов и отстающих сельских регионов, но также способна привести к сосредоточению монопольного контроля за транзакциями в руках малого количества дата-корпораций либо даже смешанных государственно-частных компаний.
Государства никогда еще не имели настолько серьезных возможностей управлять процессами на основе больших объемов корректных данных об экономической деятельности предприятий и жизни граждан. Это создает возможности для анализа и прогнозирования, но порождает также угрозы и риски вмешательства в частную жизнь.
В механизмах функционирования общества сменились элементы уравнений, стало другим их количество, повысились требования к скорости принятия решения. На практике это означает изменения не только в процессах взаимодействия граждан и государства и экономических субъектов между собой. Необходимо найти другие балансы, другие, более быстрые способы достижения договоренностей и регулирования отношений между гражданским обществом, законодателями, исполнительной властью, бизнесом, дата-корпорациями. Новые инструменты, новая скорость, новая сложность — эти факторы только повышают требования к этике тех, кто управляет развитием, достижением договоренностей и принятием решений.
В самом начале 2019 года Центр подготовки руководителей цифровой трансформации одним из первых озвучивал вопрос этики цифровой трансформации: «…основная проблема не в технологическом и управленческом процессе... Главный вопрос и вызов в том: «А что дальше?»... Нужно думать о том, кто будет разрешать появляющиеся этические дилеммы, решать, как это будет происходить, сколько вызовов нам несут новые технологии, например тот же искусственный интеллект. … Таким образом, ключевой вызов для государства начинает появляться в этическом аспекте как принятия решений, так и готовности предоставлять гражданам не только услуги, но и новые права и гарантии их соблюдения».
В 2019 году авторы данного доклада детально исследовали значительную часть тех этических вызовов, которые стоят перед государством в связи с цифровой трансформацией, и обозначили их. Задачей авторов было назвать эти вызовы и показать на реальных примерах, в каких сферах и каким образом этические проблемы проявляются уже сейчас. Многие технические решения, которые выглядят сейчас оптимальными, могут оказаться в реальности совсем не такими, не решать проблемы, а лавинообразно создавать новые. Реализация цифровой трансформации государством должна происходить с ориентацией на этические принципы, потому что за возможные ошибки госслужащих, как обычно, будут расплачиваться самые уязвимые группы: пенсионеры, старики, жители удаленных населенных пунктов — в связи с трудностями доступа к технологиям и невозможностью в них сориентироваться, дети и молодежь — в силу того, что не могут еще понять ценность своих данных и не способны их защитить, малообеспеченные граждане — как потенциальные жертвы скоринговых моделей и т.д.
На данном этапе рано делать какие-либо выводы и говорить о путях решения этических проблем. Можно наметить лишь несколько общих направлений, на которые так или иначе указано почти во всех разделах доклада.
Очевидным, но неоднозначным решением являются те или иные формы регулирования. Как было сказано выше, любое регулирование должно находить баланс между поддержкой технологических инноваций и необходимостью защищать общество от возможных рисков, связанных с их внедрением (скорее всего, сегодня это растущая экспансия дата-корпораций и сопровождающие ее риски нарушения приватности и дискриминации граждан). Когда речь идет о новых технологиях, проблематично заранее предсказать все риски, которые могут возникнуть при их использовании, и максимально точно определить вероятность их наступления. Соответственно, невозможно установить разумные правовые требования и ограничения для деятельности, связанной с использованием технологий, поэтому вопрос адекватного регулирования такой деятельности остается открытым.
Способом не отказываться от использования новых технологий, минимизировав связанные с этим риски, может стать правовой эксперимент — регуляторная «песочница».
Другое важное направление — создание разного рода этических кодексов и руководств применительно как к определенным технологиям, так и к различным сферам деятельности. Важно, чтобы этические кодексы разрабатывались с участием заинтересованных групп граждан и активных общественных объединений. Центр также продолжает линию, намеченную в докладе «Государство как платформа»: «… весьма малое количество людей считает себя способным повлиять на происходящее в стране и чувствует за это ответственность, поэтому при реализации государства как платформы следует активно использовать идеи граждан и краудсорсинговые платформы».
Третье направление связано с доступностью цифровых услуг для граждан. Важно понимать, что доступ не равен доступности. Мало провести в дом человека интернет или дать ему в руки гаджет с мобильным интернетом, мало научить его на курсах нажимать основные кнопки, он должен стать уверенным пользователем мобильного устройства или компьютера, прежде чем пользование цифровыми услугами станет для него по-настоящему комфортным, удобным и безболезненным и его цифровой грамотности хватит на то, чтобы отследить потенциальные риски использования тех или иных технологий, угрозы его приватности и т.д. Поэтому серьезным вызовом для государства является как обеспечение гражданам полноценной доступности цифровых услуг, так и создание к ним «аналоговых интерфейсов» — вариантов альтернативного, нецифрового, доступа к услуге. В этом случае сам процесс предоставления услуги остается полностью цифровым, но категории граждан, не имеющих доступа к цифровым услугам, получают их в привычном, нецифровом виде.
И последнее по порядку, но не по значимости направление — это включение этики в образование, причем именно в области технологий. В учебные программы по тем или иным цифровым технологиям (независимо от того, является ли оно школьным, вузовским или входит в дополнительное профессиональное образование) нужно вносить прикладную этику технологий, давать учащимся знания об этических рисках и последствиях применения данных технологий.
Очевидно, что государство не может предусмотреть все этические риски цифровой трансформации и преодолеть их, но оно должно сделать этические принципы цифровизации (в первую очередь контроля за данными и оказания цифровых услуг) своим приоритетом на ближайшее будущее. Одной из первых вех на этом пути и является данный доклад.