6.3 Рынок труда и риски безработицы

Автор раздела
Земнухова Л. В.

Время чтения — 14 минут
Роботизация и цифровые технологии повлияют на рынок труда, где всегда оставались актуальными проблемы безработицы и необходимость регулярного переобучения. Начиная цифровую трансформацию, государство должно предусмотреть действенную помощь гражданам, которым придется адаптироваться к новым условиям.
В период четвертой промышленной революции будущее труда часто рисуется как благо в интересах работников. По умолчанию принимается, что распространение технологий будет происходить равномерно и не столкнется с реальными социальными и экономическими процессами или непредсказуемыми обстоятельствами.
Национальные и глобальные компании составляют прогнозы, в каких направлениях возникают и будут развиваться тренды в сфере труда и занятости, каковы сопутствующие им вопросы трансформации образования и переквалификации. Так, например, в докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) The future of jobs (2018) обсуждается ситуация на рынке труда сейчас и в ближайшие пять лет, прежде всего с учетом технологической перспективы.
Технологии. Главными драйверами технологического развития станут повсеместный мобильный интернет, ИИ, аналитика больших данных, облачные технологии. Уже сегодня стоит внимательно следить за развитием данных технологий, поскольку они могут стать базовыми с точки зрения организации и реализации рабочих процессов. Кроме того, компании будут осваивать интернет вещей (ИВ), рынки приложений, облачные технологии, машинное обучение и дополненную реальность, а значит, эти технологии станут вспомогательными или нишевыми для разных секторов экономики.
Специалисты. В связи с повсеместным внедрением передовых технологий еще более востребованными окажутся программисты, дата-аналитики и специалисты по продвижению в соцсетях (social media marketing, SMM), сохранится высокий спрос на специалистов в сферах ИИ, пользовательского опыта (user experience, UX), взаимодействия человека и компьютера (human-computer interaction, HCI), робототехники. Возрастет и роль менеджеров по работе с клиентами, тренеров, специалистов по корпоративной культуре и инновациям. Им предстоит сопровождать процесс цифровой трансформации на уровне институтов и организаций, используя нетехнические компетенции.
Переобучение. По мере того как будут появляться новые специальности и станет меняться содержание труда, имеющиеся навыки, скорее всего, будут восприниматься как устаревшие, возникнет необходимость приобрести новые компетенции. Большинству работников придется переквалифицироваться — не только освоить новые технологии, но и развить гибкие навыки (soft skills). Больше, чем сегодня, окажутся востребованы навыки критического мышления, ведения переговоров, творческий подход и готовность к гибким условиям работы. Ответственность за переквалификацию во многом придется нести организациям, поскольку потребуется переобучать всех сотрудников, не только передовых или ключевых. В связи с этим руководители компаний должны будут продумывать стратегии, как обеспечить переобучение для сотрудников, проводить автоматизацию рутинных заданий, соответствовать новым рыночным трендам.
Роботизация. Внедрение роботов в производство будет зависеть от потребностей конкретной отрасли. В одних отраслях найдут применение стационарные роботы, в других — дроны, в третьих — скорее человекоподобные роботы. Безусловно, автоматизация повлияет на режим работы. Более того, активная роботизация производства изменит соотношение производительности роботов и людей: предполагается, что частичной автоматизации подвергнутся коммуникация, координация, управление, принятие решений.
Вопреки прогнозам о замене людей роботами авторы доклада ВЭФ более оптимистичны: количество новых рабочих мест почти в два раза превысит количество мест, потерянных в результате автоматизации. По прогнозам авторов, уже к 2022 году на 75 млн потерянных рабочих мест придется 133 млн новых, хотя уровень квалификации в целом будет снижаться, как и уровень оплаты труда, и средний доход (рисунок 20).
The Future of Jobs Report 2018 // World Economic Forum.
Рисунок 20
Категории роботов на рынке труда
The Future of Jobs Report 2018 // World Economic Forum.
Источник: Будущее рабочих мест, Отчёт 2018 году, Всемирный Экономический Форум
В России работающие граждане пока еще слабо осознают угрозы в связи с роботизацией, равно как и потенциальные возможности. Согласно опросам ВЦИОМ: «Большинство опрошенных работников (74%) убеждены, что еще не созданы роботы, которые смогли бы их заменить даже в обозримом будущем (79% среди лиц 45–59 лет против 59% среди тех, кому от 18 до 24 лет). Лишь 6% респондентов полагают, что полноценная замена возможна». Сама тема роботизации остается непопулярной: 73% никогда не задумывались о том, что их место могут занять роботы, 85% не испытывают беспокойства в связи с исчезновением своего рабочего места. Опасения высказывают 12% работников (18% среди жителей сел и 8% среди москвичей и петербуржцев)».
Техносотрудничество. Специалисты анализируют различные рынки, где могут найти применение алгоритмы ИИ. Разные форматы взаимодействия человека и технологий предлагаются на основании того, у кого или чего будет основная роль.

Первый сценарий. Алгоритмам будут делегированы те функции, которые человек по-прежнему может выполнять, но ИИ сделает это быстрее и качественнее, а значит, человек может перейти к новым задачам. Этот сценарий найдет спрос в таких сферах, как фармацевтика (химические компоненты и реакции), здравоохранение (диагностика и визуализация), фермерство и сельское хозяйство (мониторинг и контроль), финансы (кредитование), склады и логистика, промышленное производство, государственная безопасность. В основном задачи алгоритмов связаны с анализом данных и помощью человеку в принятии решений.

Второй сценарий. Алгоритмы должны заменить человеческий труд там, где многие операции отличаются рутинностью или трудоемкостью. Имеются в виду строительство, аграрная промышленность, промышленная уборка, охрана, логистика, кибербезопасность и промышленное производство.

Третий сценарий. Для алгоритмов предусматриваются новые функции, которые человек никогда не выполнял в силу разных причин, например, там, где требуются очень высокая скорость и большие масштабы реализации или комплексность систем. Сценарий будет полезен в таких сферах, как медицина (наноустройства), материаловедение, спутниковая связь. С помощью алгоритмов и за счет новых объемов данных и растущих вычислительных мощностей станет возможна автоматизация планирования и перепланирования, выполняемая с большими скоростью и точностью, чем сейчас.
Прогнозы по отдельным сферам применения корректируются относительно текущих тенденций и запросов локального рынка. Предполагается, что через пять лет в России алгоритмы ИИ будут использованы в таких сферах, как прогнозный анализ (39%), анализ изображений (34%), виртуальные помощники (33%), обработка запросов на естественном языке (33%), распознавание лиц (31%).
Типы занятости. Безусловно, не все профессии можно делегировать роботам. Экономисты дифференцируют типы занятости или работы, чтобы попытаться предсказать, какие профессии с большей вероятностью могут быть автоматизированы. Кроме разделения труда на физический и умственный подчеркивается различение рутинных и нерутинных задач, что позволяет говорить о четырех условных типах работы. Общим местом в прогнозировании стало представление о том, что физическая рутинная работа (которую, например, выполняют водители грузовых машин) будет роботизирована в первую очередь (транспорт станет беспилотным). Умственный рутинный труд также претендует на скорую замену автоматизированными алгоритмами (они будут работать вместо ассистентов юристов, бухгалтеров, журналистов). Далее следуют нерутинные физические умственные типы труда и занятости (классические примеры — повара и учителя соответственно), которые едва ли будут подвергнуты автоматизации в краткосрочной перспективе (рисунок 21).
Источник: Будущее рабочих мест, Отчёт 2018 году, Всемирный Экономический Форум
Разбор кейсов, как алгоритмы заменяют людей, скорее демонстрирует, что пока идея несостоятельна. Показателен следующий кейс робота-судьи.

В 2016 году мировая и российская пресса сообщала, что искусственный интеллект научился предсказывать решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) с точностью 79%. Неудивительно, что опрошенные в 2016 году люди выдали такой кредит доверия роботам-судьям. Но сохраняется ли технооптимизм в наши дни? В случае с предсказанием решений ЕСПЧ исследование М. Медведевой и др. в 2019 году показало, что показатель точности в 79% завышен, поскольку авторы исходной работы использовали будущие решения судей для предсказания прошлых. Это классическая утечка данных (data leakage) из будущего в прошлое при машинном обучении, которая приводит к излишне оптимистичным результатам. При исправлении ошибки точность предсказания оказалась 58–68%. Более того, модель, которая предсказывала решение по делу, используя только фамилии судей, добилась точности в 65% — и это еще без использования моделью обстоятельств дела: робот-судья принимал решения, опираясь на личность судей, поведение которых он повторяет. Это заставляет задуматься о применимости подобных моделей в залах судебных заседаний.
Профессии будущего. Как подчеркивают авторы всех аналитических отчетов и исследований будущего рынка труда, автоматизация и цифровизация не только заменят человека в ряде профессий, но и создадут новые возможности и рабочие места. Специалистам предстоит осваивать новые технические навыки, сопровождать процессы трансформации, хотя многие специальности и профессиональные направления еще сложно сформулировать. В России также предпринимаются попытки спрогнозировать профессии будущего (Атлас профессий, список профессий РБК) с ориентацией на технологические драйверы.
Более долгосрочные прогнозы предсказывают исчезновение некоторых рутинных профессий не раньше 2030 года. Например, в исследовании PwC приводятся следующие цифры: в сферах транспорта и строительства исчезнет 56% специальностей, в производстве — 46%, в оптовой и розничной торговле — 44%, меньше всего сокращению специальностей подвергнутся социальная работа и здравоохранение — 17%. Чем выше доля ручного и рутинного труда, тем больше вероятность замены. Разумеется, изменения должны сопровождаться комплексом дополнительных мероприятий в области экономических, правовых и регуляторных условий автоматизации, а они пока вызывают очень большие вопросы с точки зрения планирования и организации процессов.
Национальные контексты. Исследование PwC предсказывает сокращение только 30% рабочих мест в Великобритании к 2030 году, то есть меньше, чем в США (38%), Германии (35%), и больше, чем в Японии (17%). Сегодняшняя динамика рыночных изменений в США показывает, что даже за 35 лет доля рутинного труда сократилась незначительно, но при этом развиваются рынки интеллектуальной занятости. В разных странах восприятие проблемы и темпы перехода отличаются очень сильно в зависимости от разных факторов — от уровня экономического развития до участия гражданского общества в цифровизации. Как было сказано выше, вследствие инертности процессов и слабого уровня проникновения технологий в России 85% населения вообще не испытывает беспокойства по этому поводу. Технологии создают инфраструктуры, от которых люди зависят, но для разных групп населения часто требуются специализированные возможности доступа, что создает дополнительное социальное неравенство.
В целом трансформация рынка труда происходит по мере того, как комплексно формируются структурные основания в обществе. Темпы перехода зависят от научно-технологического и социально-экономического развития. Влияние на них оказывают официальный и медиа-дискурсы в отношении автоматизации в контексте замены человеческого труда. Технологии развиваются намного быстрее, чем люди привыкают к ним на бытовом уровне, поэтому цифровизация потребует более активного обновления навыков пользования у разных групп населения.
Развитие цифровой экономики предполагает не просто внедрение технологий, но и комплексные мероприятия по подготовке людей и условий, потребуются новые программы образования и методы обучения, переквалификации, переструктурирование рынка труда. Особенно актуальными эти задачи становятся для стран с развивающимися экономиками, где есть стремление к цифровизации, но нет четких стратегий, как преодолевать существующие социально-экономические проблемы. Как показывают отчеты Центра глобального развития (Center for Global Development), с самыми большими проблемами во время перехода к цифровой экономике сталкиваются тоже развивающиеся страны. Они стремятся следовать тенденциям цифровизации как в развитых экономиках, но экономический рост тормозится из-за более ощутимых структурных трансформаций. В развивающихся странах автоматизация не приведет к новой безработице, скорее сохранится текущее (пере)распределение доходов: много малооплачиваемых рабочих мест, низкие стандарты жизни и социальные гарантии, непонятная налоговая система (нет ответов на базовые вопросы, например: кто платит налоги за эксплуатацию роботов?) и т.д. Автоматизация не решит, а, скорее, акцентирует существующие проблемы экономического развития этих стран. Дело не в самой автоматизации, а в том, какие у нее технологические (в широком смысле) и политэкономические условия. Авторы упомянутого отчета ВЭФ также учитывают структурные трансформации и предполагают значительные изменения географии цепочек производства и распространения товаров и продуктов на глобальном уровне в зависимости от доступа к интеллектуальным ресурсам и дешевой рабочей силе.
Что делать? Прогнозирование и планирование цифровой трансформации и технологического развития должны учитывать целый комплекс неинженерных факторов, связанных с социально-экономическим развитием общества. Недостаточно принимать решения по поводу внедрения новых технологий и отслеживать показатели их распространения. Необходимы соответствующие мероприятия по подготовке всех групп населения к технологическим изменениям. В российском контексте основная нагрузка ляжет на индустрию и рыночных игроков. Подобные инициативы должны сопровождаться широким информированием общественности, созданием возможностей для сбора обратной связи и организацией понятных каналов коммуникации. Более того, для глубинных изменений важно наладить общественное обсуждение с открытыми дискуссиями, прежде всего с теми группами, которые оказываются особенно уязвимыми в связи с цифровой трансформацией. Политика внедрения новых технологий должна стать социально ориентированной, чтобы не создавать новые общественные проблемы и не усугублять старые, а способствовать совместной работе над их решением с помощью новых средств.
Dvorkin M. Jobs Involving Routine Tasks Aren't Growing // Federal Reserve Bank of St. Louis.
The Future of Jobs Report 2018 // World Economic Forum.
Скугаревский Д., Титаев К. Спасут ли роботы-судьи российскую судебную систему // Институт проблем правоприменения.
The Future of Jobs Report 2018 // World Economic Forum.